«Кто сегодня делает философию в России». Сборник. Автор-составитель Алексей Нилогов. Издательство «Поколение». 2007 г. Москва
Обычно книги такого плана воспринимаются в первую очередь как информационные справочники-классификаторы, полезные для правильной ориентации в запутанном и противоречивом гуманитарном мире. Но это совсем другой случай. Это отнюдь не справочник. С шестисот страниц (!) книги на вас смотрят очень живые и очень пристрастные люди – те, кто претендует на понимание сокровенного смысла жизни, на то, что они видят нечто, скрытое от большинства «паутиной повседневности». Хочется сразу подчеркнуть, что эти люди действительно философы (как бы сомнительно это ни звучало). Это не те граждане, которые отсвечивают с телеэкранов. Это другой слой, люди другого рода занятий...
Книга состоит из двух частей – философских бесед, которые автор – Алексей Нилогов – ведёт с героями – русскими философами очень разных взглядов, очень разного возраста, очень разной степени известности; и философских манифестов, являющихся квинтэссенцией философствования некоторых из героев книги. Берусь утверждать, что первая часть читается намного интереснее. По той простой причине, что философская полемика любопытнее философских манифестов, а в беседах прослеживается полемическая направленность. Книга открывается большим и содержательным разговором с Андреем Ашкеровым.
Одна из главных тем этой беседы – русские как еще не сформировавшаяся нация. И нельзя не признать, что это действительно тема тем, которой в той или иной степени касались все, претендующие на осмысление сегодняшнего дня России. Ашкеров предлагает понимать нацию как субъект исторического творчества. Соответственно, русские как нация определяются исходя из специфики присущих им форм самоорганизации, из которых выводятся и этика и политика и религия. «Перестройка de facto началась с признания того, что мы не знали, какое общество построили. Контрперестройка должна начаться в России с того, что мы должны признать: мы слишком мало знаем о тех, кто составляет большинство населения России, о русских. ...Определиться с тем, кто же такие русские, кто включён в состав «мы» большинства населения, – значит не просто решить некоторую важную теоретическую задачу. Речь идёт о более масштабном, экзистенциальном замысле, заключающемся в обретении самосознания». Кстати, беседующие Нилогов с Ашкеровым не уклоняются и от вполне конкретных тем, обсуждая, например, таинственную для абсолютного большинства фигуру кремлёвского философа Суркова. (Говорят, между прочим, что сам Владислав Юрьевич считает себя именно философом и даже готовит к изданию сборник своих философских трудов – правда, почему-то на Западе.)
Невозможно обойти вниманием и беседу с ныне покойным Александром Зиновьевым (это, по-видимому, одно из последних, если не последнее интервью всемирно известного философа и публициста). Зиновьев полагает, что СССР не справился с ролью мирового гегемона, потому что «русский народ на роль народа господ не годился и до сих пор не годится». «У нас всегда была психология заниженности», – полагает Зиновьев. Говоря о будущем, Зиновьев отказывает в продуктивном будущем мусульманскому миру и полагает, что «одним из результатов войны Запада с азиатским коммунизмом будет распад Китая на десятки государств». При этом он упоминает о прогнозах, согласно которым в этой войне могут погибнуть и несколько десятков миллионов русских.
Интересной представляется и беседа с Фёдором Гиренком, сформулировавшим очень простой принцип продвижения той или иной философской традиции – «где пушки, там и философия». США стали единственной супердержавой. Они заполонят весь мир своей философией, навяжут её всему миру, потому что у них есть сила навязать. Такой вот суперматериализм. Весьма спорный. Любопытны рассуждения Гиренка о реакции французских интеллектуалов на события последних лет и недель во Франции. По его мнению, у европейцев не только нет адекватного ответа на происходящие в Европе изменения, но нет и способности сформулировать проблему в адекватных терминах. «...в зазеркальном мире французской интеллигенции существуют только социальные проблемы. Бедные и богатые. Там как будто не понимают, что история пролетариата, воевавшего с буржуазией, закончилась. Современный организационный ресурс Европы гарантирует всем слоям населения сносное существование. А французские интеллектуалы всё ещё думают, что работают социальные причины – труд вступил в борьбу с капиталом. Говорят: дайте арабам работу! Вот смешно. Зачем им работа? У них есть пособия. Пусть европейцы решают свои проблемы, как считают нужным. Только не надо нам самими становиться экспериментальным полем, перенимать их практику. Они говорят, что это социальная проблема? Замечательно. Пусть её решают. Пусть дадут арабам денег. И ещё пригласят. А потом снова дадут денег. И ещё больше пригласят. А мы посмотрим».
А вот известный философ Александр Пятигорский (живущий в Лондоне), которого, как выясняется из беседы, пригласил читать лекции в Москву Глеб Павловский, с большим раздражением говорит о том, что «никакого исламского мира не существует. Это выдумка кретинов из российского Министерства иностранных дел и из американского Госдепартамента, набивающих свои карманы за счёт фундаментального невежества современной интеллигенции практически во всех странах». «Никакого противопоставления мусульманства и христианства нет, если отвлечься от текстов, порождаемых жуликами. Оно выдумано в мошеннических политических целях и ещё отзовётся рикошетом по тем самым кретинам, которые пустили в оборот эту дихотомию», – утверждает он.
Тут пора прервать цитирование. Всего в книге двадцать пять философских бесед – всё не процитируешь. Но можно утверждать, что любой человек, неравнодушный к смыслам жизни, найдёт для себя в этом объёмистом томе что-нибудь интересное. Конечно, книга – не сплошные удачи. Некоторые беседы определённо сильно затянуты, некоторые явно перегружены специальной лексикой, в которой теряется собственно мысль – и тогда рождается ощущение псевдонаучности, укрывающейся терминологическим покровом.
Но в целом автора-составителя можно поздравить с удачной и интересной работой. Не сложно догадаться, что собрать всех этих философов и антифилософов под одной обложкой было не так уж и просто. Что же касается смысла таких книг, то на наш взгляд они решают ту самую задачу, что упомянул Андрей Ашкеров – обретение самосознания народа.
Татьяна Чеснокова
http://www.rosbalt.ru/2007/12/03/437021.html
|