Header image
line decor
line decor

 

 

 
 

БЛЕСК И НИЩЕТА
«Книжное обозрение», # 49 от 05 декабря 2007 г.


Кто сегодня делает философию в России: Т. 1 / Составитель А. С. Нилогов. – М.: Поколение, 2007. – 576 с. – 3000 экз. (п) ISBN 978-5-9763-0049-1

Идея собрать под одной обложкой интервью с известными современными философами различных направлений и поколений, присовокупив к ним некоторое количество «философских манифестов» (то есть концептуальных автометаописаний), безусловно, вполне насущна. Поэтому подготовленный Алексеем Нилоговым сборник – событие в отечественной культуре. Иное дело, необходимо разобраться, каково же качество данного события и, что ещё более важно, что, собственно, представляет из себя продемонстрированное явление.

В книге – интервью с двадцатью пятью философами плюс тринадцать «манифестов» (среди авторов которых шестеро не представлены в разделе интервью). Разброс персоналий крайне широк – от Юрия Мамлеева до Елены Петровской, от Аркадия Малера до Александра Пятигорского, от Фёдора Гиренка до Вадима Руднева (отсутствие Валерия Подороги, Сергея Хоружего, Бориса Гройса, Владимира Калиниченко можно объяснить сугубо техническими причинами, тем более что эти имена неоднократно встречаются на страницах книги).

Занятно то, что в одном томе встречаются, к примеру, Александр Дугин и Михаил Рыклин, притом что данное издание не столько справочник, сколько концептуальный обзор. Ещё несколько лет назад мне было бы сложно представить такое – даже и невольное! – соседство. Это, конечно же, говорит не о релятивизации гуманитарного пространства, но о его переформатировании, далеко не первом на нашем веку (подобное «скандальное соседство» довольно легко могло бы осуществиться на грани 1980–1990-х, если бы не крайняя дискретность тогдашнего интеллектуального поля).

Интересно другое: «всеядность» составителя ничуть не мешает ему демонстрировать свои вкусы (опорной фигурой в его рассуждениях частенько оказывается Ф. И. Гиренок, чьё имя, впрочем, некоторым собеседникам даже не знакомо). Это закономерно, но занятно. Ещё более занятно взаимоуничтожение философов – как через умолчание, так и через исключение из самого пространства философии. В этом смысле принципиальна и весьма популярна идея различения (и даже противопоставления) философии и истории философии (или иных околофилософских дисциплин): «Философия – это наше уже-сознание. История философии – это событие языка, шум которого заглушает сознание» (Гиренок); «Но ведь это же не философы... Это люди, которые были теоретиками, историками философии. Философ – это сам философствующий! Пытающийся делать свою философию, философствующий сам. Вот моё определение философа! Другого не знаю!» (Пятигорский). Противостояние этому редукционизму в лице Рыклина, Петровской не делают особой погоды в общем умонастроении.

Но и «сам философствующий» исключаем из философии. Здесь ещё один, принципиальный лейтмотив книги: отсутствие отечественной философии (вспоминается образцовая пушкинская формула: «О ничтожестве литературы русской»). При этом способов этого «несуществования» русской философии множество: нетождественность самой себе, провинциальность, вторичность, литературно- и богословоцентричность, неакадемичность в западном понимании, крайняя самобытность либо, напротив, отсутствие самого понятия национальной философии вообще, наконец, потенциальность. Разброс оценок здесь велик (однако возникает ехидное чувство, будто почти за каждой оценкой кроется утверждение единственной философской ценности точки, из которой автор данного утверждения говорит: «Я могу смело назвать ряд людей, продолжающих оказывать влияние на мои собственные изыскания, правда, из них лишь один имеет отношение к дисциплинарной философии – Борис Гройс» (Секацкий); «Самостоятельных русских философов, кроме Розанова (философ религии) не было» (Пятигорский); «Русская философия за полной банальностью вообще неинтересна...» (Галковский).

Отсюда – возникающая у некоторых авторов идея русской философии как проективного явления, от пожелания Мамлеева: «Русская философия не должна уступать русской литературе» – до целой концепции пиара отечественной мысли, предложенной Олегом Матвейчевым: «...для того чтобы потрясти европейское сообщество русской современной мыслью, требуется 2–3 миллиона долларов. Смешные деньги для того, чтобы стать европейскими интеллектуальными лидерами и раскрутить проект, о котором заговорит весь мир». Последнее предложение в свете описанной иными фигурантами книги отечественной «нефилософичности» выглядит особенно трогательным.

Сборник оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, это необходимый справочник, которым долго будут пользоваться, всячески благодаря составителя. Очень ценны для неспециалиста обзоры Владимира Васюкова, Вячеслава Дмитриева, Давида Дубровского, Елены Смирновой, тонкие наблюдения Пятигорского, Рыклина, Александра Сосланда, Пригова. С другой стороны, такой концентрации пустого говорения, самовлюблённости, смешной ревности, дурной иронии, нелепого прожекторства и откровенного неумения обращаться с родным языком я не встречал давно, – но это вина не Алексея Нилогова, а светочей современной отечественной мысли.

Данила Давыдов

 

 
© А. С. Нилогов


Сайт управляется системой uCoz