Header image
line decor
line decor

 

 

 
 
«УВИДЕТЬ МИР С ИЗНАНКИ БЫТИЯ»
Интервью с Натаном Моисеевичем Солодухо
«Литературная Россия», # 23 от 09 июня 2006 г.


– На основании каких доводов вы приходите к заключению об исходном характере небытия?

– Можно выделить по крайней мере три подхода, позволяющих говорить об исходности небытия в этом мире. Во-первых, мне всегда интуитивно казалось, что если бы в мире ничего не было, то это состояние было бы более естественным, чем то, которое отягощено присутствием реально существующего. Для того чтобы ничего не было, ничего и не надо. Удивление скорее вызывает, что мир есть в своём реальном многообразии, что в нём реально существуют разнообразные проявления нечто. Удивительно, что вообще что-то есть в мире. Ощущение такое, что для того, чтобы нечто было, необходимы какие-то или чьи-то усилия… Эти суждения подтверждаются физическими представлениями: любая система, в том числе и мир, должна стремиться к состоянию с наименьшей потенциальной энергией, но именно система, не имеющая никаких реальных объектов, и будет обладать минимумом энергии, равным нулю, в отношении отсутствующих объектов. Таково же должно быть и исходное состояние мировой системы.

Во-вторых, материалисты и идеалисты давно ведут спор о первичности в мире либо материи, либо сознания в широком понимании последнего – как человеческого, так и нечеловеческого, мирового сознания. Если допустить, что правы материалисты, то надо признать, что материя сама себя порождает в целом, существуя вечно и бесконечно. Это бездоказательный тезис, который носит характер постулата, он ничем не хуже и не лучше утверждения идеалистов об абсолютности идеального начала, его вечности и бесконечности. Если теперь допустить первичность идеального сознания, мирового духа, то неизбежно встаёт вопрос о его происхождении, о его детерминации, так же, как и относительно материи. Откуда само сознание (мировой дух) в этом мире? Вопрос остаётся без ответа. Так как бытийные начала не удовлетворяют подобную логику, следовательно, в качестве первоначала приходится искать что-то иное, отличающееся от любых бытийных материальных и идеальных явлений. Таковым служит небытие.

Наконец, можно оттолкнуться от определения субстанции. Субстанция не требует внешней детерминации для своего существования и сама служит причинной основой всего реально существующего. Субстанция абсолютна, вечна и бесконечна. Возникает вопрос: чему присущи атрибуты абсолюта – бытию или небытию? На мой взгляд, небытию. Рассматривая ещё в 80-е годы проблему времени и пространства в книге «Однородность и неоднородность в развитии систем», я пришёл к выводу, что пространственная бесконечность и временная вечность свойственны лишь небытию, в бытии есть длящееся время и простирающееся пространство. Вообще все абсолютные характеристики оказываются в небытии, а потому само небытие абсолютно.

Беседу вели Михаил Бойко, Алексей Нилогов

http://www.litrossia.ru/article.php?article=445

 

 
© А. С. Нилогов


Сайт управляется системой uCoz