Header image
line decor
line decor

 

 

 
 
Забыть Шаргунова

 

Забыть Шаргунова!!!В русской литературе отмечен прецедент искусственного втравливания МЕТА­ФОРЫ в прокрустово ложе патриотизма, – идеологическая кашица сочится из раненых сосков Ро­дины-ма­тери.

Владимир Владимирович Шаргунов.

«– Я! – Шаргунов высоко поднял руку: – На­родный поток… Тайный и надзем­ный… – Он осёкся. – Все наши посиделки да достиг­нут… перед этой… Этой роковой… раскованной и риско­ванной, размашисто расколов­шей роскошную ракушку рабства, рва­нувшей рубахи, раздольно ры­чащей, радостно роко­чущей, русской… Вы меня поняли. Ре­волюцией! – Он хлопнул по колену».

Забыть Шаргунова равносилен жесту, брошенному против литературы невежест­вен­ного ностальгирования, рассеивающего потенциального читателя в тоннах словесной руды, – в надме­вающем нагнетании искренности на бастионы богемничанья и литератур­ни­чанья. Не скучно чи­тать, потому что каждое слово кончает у тебя во рту, пере­бивая телеграф­ной стилистикой русский язык в акцент при чтении, – в подстраивание под манеру автор­ского чтения, – в скандал при чте­нии. Однако очевиден просчёт с жанром: рассказом в объём повести никого не иску­сишь – по­стмодернизм!

«– Интересно, интересно… – как говорил обычно от скуки...»

«Мало ли, не до­гоняю, а кому-то что-то известно такое. Может, друзей не хватает? Но где хоть один? Хоть один! Если не замечать обывателей, помешанных на доброй по­годке и купюрах, прочие – что? Из самых любопытных – одержимцы, у каждого в глазу своя кривда, свой осколок громадного зеркала, или хлюпкие культурные растения, влюб­лённые в оранже­рейки, обороняю­щие их воспалёнными колючками… А ШИРОТА где? Чтобы не мещан­ство, не маньячество, не штамп, а широта…»

Забыть Шаргунова – метка об истоках симулякрного статуса современной русской литера­туры, переругивающей отцов и детей с дедами и внуками, – через конфликт «ро­дона­чальников и могильщиков» минуя ответственность за отчуждённый характер творче­ства. Ри­совать с Шаргу­нова портрет писателя – перекарикатуривать действительность в литературу, в подстрочник от­чёта вивисектора, – в членовредительство читателя: «Слиш­ком крупное орудие», «– Таким ел­даком прибить можно!», «Он плёл ей что-то да­лёкое, проверяя: готова ли к колоссальному пенису и знает ли о смерти», «По нутру при­шёлся ей китовый его пе­нис», «… ширинка модно натирала пах…».

Махалка от мух.

«Под вечер прибыли в «Гапон», который расшифровывался: га­зета политических но­востей. А ближе к ночи Андрей посвятил им минут сорок.

Мухам.

Перебить бы полотенцем, чтобы ни одна не ускользнула!

Комочки падали на пол, укладываясь смиренно. Одна безумица, жадно жужжа, села на стену прямо перед носом. Замахнулся, отчаянно не улетала, содрогаясь жужжа­нием, на­крытая те­нью. И тут стало ему так плохо, словно на себя он смотрел со стороны».

Забыть Шаргунова – напророчить о Кассандре на шлимановских раскопках Трои. Под­даться на провокацию пера, автографического стиля, кляксы, промокашки, точилки, об­грызанного колпачка, мимикрирующего ластика. На повестке заднего числа – стирание гра­ницы между лите­ратурной маской Шаргунова (поиском самонеидентичности) и лите­ратур­ной маской лирического героя Шаргунова – происком самоидентичности. 

Как меня послать?

«– Ах, какие мы хилые! – Старец скрежетом стал придвигаться вместе с креслом. Лохмы, щетинки. В уголках непромытых глаз семена сновидений. – Мы же сильные. Нас сгибают, ло­мают. Всё зря. Ты ещё маленький, ты пока себя любишь, в зеркало часто смот­ришься. Надо на то­варищей смотреть. О команде подумай…»

Забыть Шаргунова – засказать нарциссизм зазеркалья за рессентиментное ницше­ан­ство, – призреть Шаргунова в индивидуалитете его лирического героя, тождественного про­щечине по со­временничеству, – по запалу РЕВОЛЮЦИИ.

Писатель, стань членом!

«Андрей попал в невнятную дыру и принялся лупить. И было только одно – азиат­ское, секс – это всегда азиатское: слить морепродукты, сырую рыбу, блестящую слизь… Рвались нити не­вода, мелькали морские ежи, пенно накатывало Японское море.

За окном буянило Чёрное…

– Таким елдаком прибить можно!»

Забыть Шаргунова – затранскрибировать гениальность на мёртвом языке внутри ве­лико­русского наречия, просроченного в санскритах будущего ни одним писательским поко­лением. Русский язык без Шаргунова – подобие на самого себя. Шаргунов без рус­ского языка – правдопо­добие на самого себя. (Слово, прерванное жестикуляцией непони­мания, старше дословного.)

«… юноша немного писaл…».

«Позорно – быть вождём-то! Поучаешь, добива­ешься, чертишь маршруты, загады­ва­ешь вперёд, а очнись ты в этом самом «впереди» че­рез сто лет после смерти – со стыда об­ратно прова­лишься. Кто ты такой? Время поменя­лось, твои наказы мертвы, и всяк, кому не лень, балуется твоим именем. И ничего не ис­правишь. А пока жив вождишка – он волк! Он тебя сожрёт и не по­давится! Ему язык прищемить надо».

Забыть Шаргунова – выйти из равновесия памяти по трению, – трения памяти о де­фини­цию; усердствовать с забвением – удостаивать лишних заметающих следов, поверх ко­торых пунк­тиреют ещё не оттоптанные расходящиеся тропки. Патриотическая лыжня рус­ской литературы непоправимо запружена пустыми знаками шаргуновизмов, загазована про­пагандой шаргуново­стей, законденсирована нарицательщиной Шаргуновианы, шаргунови­анства, шаргуновизма, шар­гуновничанья и шаргуновщины.

Шаргуново, слишком шаргуново.

«– Ты глазами умеешь? – И, грубо схватив её за подбородок, притирается скула к скуле и моргает глаз к глазу, истово, судорожно, резво, насилуя ударами ресниц.

Единый пещерный мрак.

Она мотает головой:

– Пусти, придурок!»

Забыть Шаргунова – упредить неронизм в русской словесности. Когда-то карика­туры пи­сали с оригинала, разменивая краски природы на тени с палитры художника. Тот, кто пи­шет ори­гинал с карикатуры сегодня, подозрителен до неузнаваемости, – до нефото­роботоге­ничности. Си­мулякр Шаргунова-писателя стал возможен благодаря филологиче­скому зазору в журналистике и литературной критике, которые оказались не у дел в по­стмодернистский период развития русской лите­ратуры, – благодаря ностальгическому дежавю по соцреа­лизму, эксгибиционирующему пафос речевых штампов a la «мужской протест» «великого Серёжи».

“«Дуче и его бестии»”: чернь посередине.

«Они обязательно станут сильными!

Сегодня их клеймят дерьмом, осыпают перьями, потому что завтра, отряхнувшись, взовь­ются они высоко-высоко, к башням Кремля.

На радость отцам-орлам.

На страх воронам!»

Забыть Шаргунова – возвратить сиюминутному его арену, с которой «господа ми­нуты» ре­гулярно отправляют потребности масс, предпочитая элитствовать в стороне от по­родившей их теории элит. Явление Шаргунова сродни как омассовлению масс – обма­нывать и без того лишних людей, «сшибать противоположных людей и наслаждаться, что полу­чится», так и элитизации элит – «– Они фашисты. Они как в фильмах… Как про войну… У них сапог чёрный!», – сродни бегству сразу от двух зайцев – от журналистской восполни­тельности в «препиарированное» сочинитель­ство и от Бикфордова шнура КОНТРРЕВОЛЮ­ЦИИ в НБПэшное (“«Ненавижу Большую Поли­тику»”) политиканство.

«… абсурд второго пришествия…», или Тысячелетний рейх шаргуновья.

«Публика с гробом завозилась.

– Несут, – сказал Андрей.

– Ты с ним сильно дружил?

– Я?

– Горячий он был, сжёг себя. Он за темы такие брался… я тебе скажу… огнеопас­ные. Я считаю: зачем лихачить? Для того меня на работу взяли, чтобы советом помог, чтоб поос­тыли го­ловушки… Времена меняются. Накипь уходит. Но нормальные всегда останутся. Так?»

Забыть Шаргунова – напроситься на пройти мимо по газону из неопалимой ку­пины, вы­бежать под обстрел в яблочки, запастись ностальгией впрок, – насыпать соль из-под ко­рост на стигматы русскости. Герой нашего времени опознан в Шаргунове в проти­вовес злобе дня, напере­кор атмосфере со­временности, с которой приходится мириться только потому, что чувствуешь себя под­хваченным мейнстримом времени – духом тяже­сти, включающим в себя мотивацию по презумпции перформативного парадокса. Шаргунов опознан в герое нашего времени в позе своего alter ego, – в лирическом герое, атрибутировавшем «великого Серёжу» в собственноручные псевдонимы; впервые в исто­рии литературы автор приведён с повинной своим же лирическим ге­роем, – бремя безвре­менья торопит обзавестись личным Феопомпом – Герострат в пересказе ко­стра потирает грифель.

Постшаргуновье..?

«Были открыты окна. Мух было много. Они плели чёрные кру­жева. Издыхали от скуки. Совокуплялись прямо в воздухе, одна оседлав другую, и носи­лись двумя половин­ками жужжа­щего шарика. Он должен был мириться даже с тем, что в ванную они зале­тали. При­нимал душ. Яркое ощущение купания на речке – осаждали, на­прашиваясь под струи. Сбитые водой со своего мушиного толку, дребезжали у стоп и не­хотя уматывали в канализацию».

http://www.t-e-x-t.ru/filos/filos-002.html

 

 
© А. С. Нилогов


Сайт управляется системой uCoz