Header image
line decor
line decor

 

 

 
 

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ YESTERDAY, TODAY AND TOMORROW
Будут ли демонтированы отечественные философские институции?
«НГ-Ex libris», # 20 от 19 июня 2008 г.


Владимир Красиков. Русская философия today. – М.: Водолей Publishers, 2008. – 312 с.

Книга кемеровского философа Владимира Красикова – одна из первых попыток отрефлексировать опыт советской философии, которой некоторые исследователи вообще отказывают в праве на существование, а саму русскую философию считают выкидышем «великой русской литературы».

Монография Красикова – это уникальное историко-философское и одновременно социально-философское исследование, выполненное при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Образ современной русской философии на Западе».

Книга состоит из четырёх частей: введения и трёх глав. Во введении помимо одноимённого текста рассматриваются такие темы, как «Русская душа и русская философия: проблемы идентификации в контексте глобализации» и «Идейный импорт как форма существования русской философии в XIX–XX веках». Глава «Русская философия today» включает: «Рефлексивность как состояние зрелости в развитии и проблема «самобытной философии», «Истоки: советская философия», «Истоки: рецепции в 90-х годах XX века наследия классической русской и современной западной философии», «Современная русская философия: основные линии соперничества и распределения пространства внимания», «Современное российское философское сообщество: композиции влияния, формы коммуникации и философско-психологические типажи». Третья глава – «Образ русской философии на Западе» – представлена следующими темами: «Русская философия на Западе: первая презентация – лицом к лицу (20–30-е годы XX века)», «Бердяев как медиатор во взаимодействии русской и западноевропейской философских культур 20–40-х годов XX века», «Русская философия на Западе: вторая презентация (историко-философские рефлексии 30–40-х годов XX века)», «Английские визитки русской философии в Интернете: INTELNET & Gallery», «Этнографический артефакт: русская философия в англоязычных Интернет-энциклопедиях», «Русская философия на рынке книгоиздания англоязычного мира (по данным Интернет-ресурсов)», «Исследования русской философии в академической среде англоязычного мира: маргинальная дисциплина или идеологический спецназ?». Заключительная часть книги – «Публицистика» – содержит такие статьи автора, как: «Советская и постсоветская философия: былое и думы», «Современное российское философствование: утраченные иллюзии», «Евразийство и негритюд: смысловые параллели», «Глобализация на обочине», «Национальная идея как основание духовного здоровья нации». Завершается книга источниковедческими материалами: списками использованной литературы и Интернет-ресурсов.

Свой исследовательский метод Красиков позаимствовал у американского социолога философии – Рэндалла Коллинза, автора фундаментального труда «Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения», который в России восприняли недостаточно серьёзно, боясь вынести сор из избы. Коллинз предложил «посмотреть на историю философии как естественно-социальный процесс, включённый в общую последовательность экономических и политических эволюций, постоянно возобновляемое соперничество групп философов в пространстве интеллектуального внимания, в ходе которого они создают свои репутации, передают культурный капитал». Монография Красикова представляет собой, «с одной стороны, пробу применения коллинзовской методологии на материале истории отечественной философии последнего полувека, с другой – переключение внимания с «вовне» во «внутрь», на нашу вновь формирующуюся внутреннюю смысловую вселенную».

В книге вы найдёте сведения о коррупции внутри диссертационных советов по философским дисциплинам, о монополии «двуглавого орла российской философии» – Института философии РАН и философского факультета МГУ, а также о наиболее характерных типажах отечественного «философского сообщничества»: идеалистах, ирониках, прагматиках и функциональных единицах (только преподаватели философии). «Собственно к философам, – пишет Красиков, – относимы первые три категории, с разной степенью отчётливости и уверенности идентифицирующие себя именно «философами». Думаю, их пропорция примерно 3:2:1». Далее автор приводит более подробную классификацию внутри каждого типажа, особенно останавливаясь на идеалистах, среди которых наибольший «этнографический» интерес представляют «идеалисты гамбургского счёта».

Критическая по форме, но дерзкая по содержанию книга не церемонится с корпоративной этикой, выдавая все секреты философской кухни. Меткие наблюдения автора по поводу функционирования философских институций вызывают особый трепет у непосвящённых, но с другой стороны – отражают привычное институциональное ханжество отечественной науки.

Книга Красикова – это бомба замедленного действия, осколки от которой разлетятся так далеко, что покалечат самых невосприимчивых к философской критике. В целом картина, нарисованная в результате огромной исследовательской работы, настолько пессимистична, что хочется навсегда отсоветовать философствовать на русском языке. Однако автор более оптимистичен, призывая читателей к экзистенциальному осмыслению будущего русской философии: «Примечательное в том, что пробуждается российский философский разум. Посмотрите на настоящий бум издания монографий (большинства за свой счёт) и учебников, на количество столичных и провинциальных философских и околофилософских журналов. Скажут: «мутный поток» – да, поток, но это тот поток, который несёт золотоносный песок. Возникает долгожданный плюрализм, объёмы и конкуренция: настоящая почва для тысячи философских цветов».

http://exlibris.ng.ru/koncep/2008-06-19/10_istitutsii.html

 

 
© А. С. Нилогов
Сайт управляется системой uCoz