Header image
line decor
line decor

 

 

 
 
«КРИТИКА ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗУМА, ИЛИ ВЫЗЫВАЙТЕ ПОЛЛЮЦИЮ!»
«КВИР», # 76, ноябрь 2009 г.


Алексей Нилогов – молодой русский философ. Автор проекта «Современная русская философия», автор-составитель первого тома книги «Кто сегодня делает философию в России». Лауреат премий «Эврика!» и «Звёздный фаллос».

Нилогов известен не только своими философскими работами, но и атмосферой скандальности: это и разборки с отечественной «философской мафией» (испорченный красный диплом и аннулирование поступления в аспирантуру философского факультета МГУ), и драка в литературном кафе «Билингва», и сожжение собственных книг, и Живой Журнал, замороженный Abuse Team за пропаганду экстремизма (действующий: http://alexnilogov.livejournal.com).

Все это, в целом, результат сартровской максимы: «Высказывая истину, надо идти до конца».

– Существует философия, существует гомосексуальность. А что по поводу «философии гомосексуальности»?

– Философия гомосексуальности входит в состав философии сексуальности, возникшей в XX веке. Я противопоставляю научные гендерные исследования и философию сексуальности. С философской колокольни меня интересует вопрос о том, как можно быть гомосексуальнее самого себя? Французский философ Жан Бодрийяр называет человечество культурой поспешной эякуляции, а я бы добавил – культурой акцента при оргазме, когда силён соблазн заткнуть рот истине при оральном сексе. Представьте себе такую порнографическую картину: Мартин Хайдеггер хочет произнести речь, но ему мешает кляп в виде члена во рту.

Мне принадлежит «Манифест гомосексуальной философии", опубликованный на сайте www.gay.ru. Приведу лишь эпиграф к манифесту – слова американского писателя Эдмунда Уайта: «Геевская жизнь по своей природе является философской… Это люди, которые должны изобретать себя... Когда человек открывает, что он гей, он должен выбрать всё, начиная с походки, одежды и манеры разговаривать и кончая тем, где жить, с кем и на каких условиях». Также на сайте приведены отрывки из моей книги «Сплошной ressentiment», в которой представлена попытка гомософии, или философии однополой любви.

– Ты занимаешься поиском так называемого «антиязыка», который будет говорить о том, чего не схватывает обычный язык. Как он будет описывать гомосексуальность?

– Философия антиязыка ещё не получила метафорического воплощения. Вероятно, она будет сосредоточена вокруг практик минета.

– На вручении премии «Звёздный фаллос – 2008» ты прочитал эссе об автофелляции. На мой взгляд, довольно интересное. Есть ли у тебя специальные работы на гей-тему?

– Тематические вкрапления встречаются во многих моих текстах, основная часть которых пока не опубликована. Это своеобразные лирические отступления, эпатирующие сложный философский дискурс: «Автофелляция представляет собой эксперимент над интимностью, откровенней которой может быть только шёпот половых губ. Там, где заканчивается интимность для себя, начинается интимность на грани прикосновений к крайней плоти, пахнущей спермным творожком».

Возможно, я займусь развенчиванием гомосексуальных мифов. В качестве одного из них назову гомосексизм – дискриминацию внутри самого ЛГБТ-сообщества. Помимо этого, надо признать, что сама аббревиатура ЛГБТ крайне противоречива, искусственно объединяя разных людей. Моя задача заключается в том, чтобы преодолевать такую форму ложного сознания, как цинизм, которым, как правило, сопровождается гомосексуальность, обрастающая субкультурным гетто.

Больше всего меня удивляет то, что гомосексуалу отказывают в праве быть гомофобом. Гендерная солидарность среди гомосексуалов ничуть не отличается от гендерной солидарности среди гетеросексуалов: все отчуждены и разобщены между собой.

– Если бы немецкий философ Иммануил Кант был геем, то это бы повлияло на его «Критику чистого разума?» Или «чистая философия» не пересекается с особенностями её носителей и производителей?

– Отличный повод упрекнуть Иммануила Канта в философском гетеросексизме! Я надеюсь взяться за книгу «Критика гетеросексуального разума», однако гетеросексизм частично разоблачён в постмодернистской философии, где, с одной стороны, унижен фаллоцентризм, а с другой – возвышен феминизм. Как ни странно, но феминистская борьба выражается в гетеросексуальном укреплении женского начала, хотя лесбиянству в нём отведено статистическое место.

Мне кажется, что от гендерных исследований исходит не меньшая угроза по рассеиванию сексуальной идентичности, чем со стороны различных форм сексуальной дискриминации. Экстремистская гендерная пропаганда ведёт к размыванию всех видов сексуальной ориентации, превращая человека в бесполое существо, особенно когда необходимо учитывать точку зрения асексуалов. Гомосексуалы, отстаивая собственные права, должны стремиться к легализации естественных сексуальных предпочтений, а не разжигать гетерофобию.

Я не уверен, где именно проходит граница между естественной сексуальной ориентацией и противоестественной сексуальной ориентацией, за исключением ущерба для человеческой жизни. Например, bdsm-практики можно признать естественными, а некрофилию – нет. Правда, различие между естественным и противоестественным в сексуальном влечении провести ни теоретически, ни практически невозможно. Естественные права нельзя смешивать с гражданскими правами: для вампира естественно питаться человеческой кровью, но противоестественно с позиции жертвы вампира. А чего стоит гей-каннибализм!

Сегодня водораздел проходит по педофилии, а революция за права педофилов развернулась по всему миру. Исход педофилической революции неочевиден, потому что зачастую оправдание педофилии сопровождается гомофобией, а также нежеланием признавать существование семейной педофилии со стороны родителей.

Мой прогноз весьма оптимистичен: большинство сексуальных ориентаций человека будет легализовано, несмотря на то гетеросексуальное меньшинство, которое предрасположено к моносексуальности.

– Платон, Людвиг Витгенштейн, Мишель Фуко – были гомосексуальны. А что по поводу остальных? Может быть, расскажешь что-нибудь любопытное?

– Трудно освещать чужие интимные чуланы, но ряда косвенных доказательств порой достаточно, чтобы совершить заочный камин-аут. Ещё могу назвать имена Сократа, Отто фон Вейнингера, Ролана Барта, Жиля Делёза и Феликса Гваттари.

– Российский философ Михаил Рыклин беседе со словенским философом Славоем Жижеком поделился интересной мыслью по поводу геев в армии: «Гомосексуалист представляет опасность не для существующей в среде военных нравственности, но он, скорее, является угрозой скрытой гомосексуальности, распространённой среди военных и так, без гомосексуалистов». Прокомментируешь?

– Мне кажется, что Михаил Рыклин высказал банальность, за которой могут скрываться более откровенные вещи – например, скрытая гетеросексуальность. Кроме шуток: наверняка есть геи, которым ни разу в голову не приходила мысль о том, что они могли бы быть натуралами. А если ввести уголовную статью за латентную гомосексуальность, то гомофобии станет намного меньше.

– Какой самый глупый вопрос обычно задают философам?

– «Зачем нужна философия»?

– И всё-таки… зачем нужна философия?

– Философия – это территория разочаровывания табу и расколдовывания мифотворчества. Сегодня философские интересы сосредоточены вокруг деконструкции уголовного законодательства, которое создаёт препоны для развития мышления. Философия находится там, где существует опасность за дискурс: например, на различении свободы мысли и свободы слова.

Беседовал Валерий Печейкин

http://www.kvir.ru/76_34.html

 

 
© А. С. Нилогов
Сайт управляется системой uCoz