Header image
line decor
line decor

 

 

 
 

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА МАРКСЕ?
Об исторических пределах капитализма
«НГ-Ex libris», # 16 от 15 мая 2008 г.


5 мая прошел международный научный семинар «Марксизм: экономические и социально-политические альтернативы XXI века», приуроченный к 190-летию со дня рождения и 125-летию со дня смерти немецкого мыслителя Карла Маркса. По опросу, проведённому Би-би-си, Маркс держит первые места в рейтингах мировых интеллектуалов. Семинар продлился два дня: 5-го числа – в Институте научной информации по общественным наукам РАН, а 6-го – в Институте экономики РАН.

Участники дискуссии обсудили будущее марксизма и капитализма. Поиск экономической альтернативы глобальному капитализму обнажил неадекватность марксистского языка, который до сих пор используется в исследованиях проблем современности.

В докладе доктора экономических наук Александра Бузгалина было заострено внимание на том, возможно ли на основе ненаемного труда организовать отношения людей для производства материальных ценностей.

Философ Вадим Межуев – сторонник культурологической концепции социализма – считает, что социализм – категория не экономическая, особенно если речь идёт не о социалистическом строительстве начала прошлого века, а о социалистической перспективе и нашем постиндустриальном обществе, демонстрирующем переход от царства необходимости к царству свободы. Оспаривая известную теорию общественно-экономических формаций и способов производства, о которых говорил Маркс, Межуев выделил три формации: доэкономическую, собственно экономическую (то есть капиталистическую) и постэкономическую. Эта классификация была оспорена ведущим отечественным марксоведом – Георгием Багатурия, а из зала была брошена реплика о том, что межуевское понимание марксизма является ревизионистским.

Экономист Андрей Колганов констатировал спад революционного движения в мире, сравнив текущую ситуацию с периодом позднего Средневековья, когда бывшие крестьяне становились мелкими буржуа, но отнюдь не революционерами. Критическая масса протестных настроений современного общества рано или поздно выльется в серьёзные социальные катаклизмы, подобные буржуазным революциям в Европе.

На семинаре звучали такие монструозные термины, как марксоведение, марксология, марксофилия, марксофобия, которые не следует путать с самим учением марксизма. Несмотря на банальную фразу о том, что общественное бытие определяет общественное сознание, известную почти каждому, развитие интеллектуального труда является самым главным препятствием для хищнического материализма, приведшего к экологической катастрофе.

Финальные проклятые вопросы марксизма прозвучали из уст Бузгалина («Каковы исторические пределы капитализма?») и Межуева («Как вообще возможно общение между индивидуальностями?»).

http://exlibris.ng.ru/koncep/2008-05-15/10_kapitalism.html

 

 
© А. С. Нилогов
Сайт управляется системой uCoz