Header image
line decor
line decor

 

 

 
 

ИСПОДЛОБЬЯ
Декларация прав постчеловека
«НГ-Ex libris», # 31 от 11 сентября 2008 г.


После того как метафора «Бог мёртв» (подпись: Ницше) сменилась парафразой «Ницше мёртв» (подпись: Бог), возник вакуум метафорических смертей. Современная философия представляет собой сплошной погост, на котором уже не осталось места для кандидатов в покойники. По версии Ницше, именно самый безобразный человек убил Бога, отомстив свидетелю, который всегда и насквозь видел его. Имя того, кто убил самого безобразного человека, – Фуко. Не исключено, что такое ритуальное философское убийство связано с проблемой самозванства, а если говорить неполиткорректно – самоназванства. Смысл смерти homo sapiens, несмотря на очевидную биологическую подоплёку, означает закат эволюционизма человеческой природы, а в худшем случае – потерю паритета между онто- и филогенезом, когда организм в процессе своего индивидуального развития в сокращённом виде повторяет историческое развитие организмов.

Изменения, происходящие в мире, столь стремительны, что возникает подозрение в постоянстве природы человека с явным религиозным контекстом. Правда, рост продолжительности жизни может говорить об обратном, но, с другой стороны, это тот случай, когда количество не переходит в качество. Некоторые связывают антропологическую революцию с обретением подобия бессмертия, рассуждая в постчеловеческой парадигме с элементами киборгизации. Другие – с духовными практиками на уровне измененных состояний сознания. Антропологическая граница стала виртуальной, уравняв в бесправии всех против всех, а также сняв монополию на понимание человека в качестве невозможного. Парадокс состоит в том, что, будучи невозможным, человек может стать самим собой только тогда, когда преодолевает свою самость, растождествляясь с самим собой.

Разрабатывая «Декларацию прав постчеловека», не стоит забывать, что в истории философии был прецедент проекта «Декларации прав природы», предложенный русским ницшеанцем Фёдором Куклярским (1870-1923), в которой человечеству отводилась роль жертвоприношения во имя природы.



http://exlibris.ng.ru/koncep/2008-09-11/9_declaration.html

 

 
© А. С. Нилогов
Сайт управляется системой uCoz