Header image
line decor
line decor

 

 

 
 

ВОЛШЕБНЫЕ АЛЬПИНИСТЫ
Может ли новая метафизика быть невежественной?
«НГ-Ex libris», # 44 от 29 ноября 2007 г.


Волшебная Гора. – № XIV / Главный редактор Артур Медведев. – М., 2007. – 600 с.

Традиционалистский журнал «Волшебная Гора» давно стал заметным событием в интеллектуальной жизни России. Недавно в свет вышел 14-й номер альманаха, как всегда посвящённый метафизике – подлинной основе всякого религиозного мировоззрения. «Присутствие этой составляющей во многих материалах, – говорится в редакционном вступлении, – должно помочь нашему современнику преодолеть ограниченность и косность современной парадигмы восприятия мира, которая остаётся глубоко материалистической, даже когда касается вопросов духа».

Альманах состоит из трёх разделов. Первый раздел «Традиционные исследования» включает в себя такие части, как «Православная традиция», «Христианский Восток», «У престола славы», «Исламская традиция», «Метафизика», «Лечение и исцеление», «Гнозис», «Сакральная география», «Традиционализм. Архив». Центральной частью является «Метафизика», которая представлена сочинением Рене Генона «Множественные состояния бытия», впервые переведённым на русский язык Юрием Темниковым. Несмотря на то, что редакция журнала не разделяет превращение текстов Генона в священные источники, она оставляет за собой право пренебрежительно относиться к философии как к современной науке, имея в виду её релятивизм и самоотрицание. С другой стороны, понимает философию в качестве моста «между интеллектуальной парадигмой научного мышления и традиционным восприятием мира, выступая своеобразными пролегоменами к метафизике».

Похвально, что целью журнала является воспитание именно души, а не пропаганда некоей философской ортодоксии, пускай и опирающейся на традиционные ценности. Правда, следует помнить о том, что метафизика метафизике рознь. Одно дело – когда мы рассматриваем метафизические артефакты предшествующих эпох, другое – когда становимся свидетелями зачинания новой метафизики, которая больше не может позволить себе быть невежественной. (А ведь рецидивы метафизических догматов возможны даже в наше постмодернистское время!..)

Второй раздел журнала называется «Философия творчества» и содержит рецензии на фильм Джима Джармуша «Мертвец» и книги Ильи Боровикова («Горожане солнца»), Евгения Головина («Туманы черных лилий») и Николая Гоголя («Из писем. «Что может доставить пользу душе»).

Наконец, в третьем разделе «Эссе» опубликован текст Глеба Бутузова «Новая иероглифика (дневниковые записи)». В нём, словно в сломанном калейдоскопе, разбросаны заметки об интернете как всемирном неводе оптимизма, о губернском городе ЖЖ, а несколько слов о самоубийстве смешиваются с газетной вырезкой XV века до н.э., передразнивая «Хазарский словарь» Милорада Павича. Ещё в номере у Бутузова напечатана первая часть статьи «Алхимия и психология», в которой герметический философ констатирует смерть психологии, отказавшейся от того, что когда-то являлось её корнем – психе (душа).

Редакция «Волшебной Горы» старается «рассматривать любой вопрос с точки зрения изначального духовного центра», играя на относительности критериев и анархической методологии. Попытка удержать такое равновесие сродни инъекции здравого смысла в эзотерическую мысль, чтобы последняя не вырождалась в «шизотерику», а неометафизика – в схоластический решебник на все случаи жизни и смерти. Однако какой будет новая метафизика – покажет отнюдь не будущее, а умершие надежды минувших эпох.

http://exlibris.ng.ru/koncep/2007-11-29/11_alpinisty.html

 

 
© А. С. Нилогов


Сайт управляется системой uCoz