Header image
line decor
line decor
   
 
Алеш Бранднер
[Рец.:] Нилогов, А. С.: Система тестовых заданий по дисциплине «Историческая фонемология цепи славянских языков, связанных отношениями «предок – потомок», от праиндоевропейского в лице его протославянского диалекта до русского»

Предлагаемое учебное пособие является учебно-методическим изданием. Посвящено оно одной из дисциплин историко-лингво-славяноведческого цикла – исторической фонемологии славянских языков. Данный курс можно считать для студентов русской филологии одним из важнейших и интереснейших учебных предметов; он помогает объяснить многие факты современного русского языка, которые не могут быть объяснены современными языковыми отношениями, и, кроме того, помогает вырабатывать историческое мышление. Данный курс вскрывает причины и закономерности языковых изменений чётко и ярко. Учащийся, который поймёт эти причины и закономерности, может вывести историю едва ли не любого слова от древнейшего его состояния до современного: редко он может обнаружить весьма удивительные генетические связи, то есть связи по происхождению, между словами современного русского языка, которые сегодня представляются не имеющими ничего общего.

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов-филологов-русистов высших учебных заведений. Оно во многом необычно и новаторское. Его необычность заключается прежде всего в том, что оно написано студентом под руководством его учителя, профессора Хакасского государственного университета, доктора филологических наук Ю. Я. Бурмистровича, который усматривает его особенность и новаторство в том, что это и вообще первое учебное пособие с заданиями тестового типа по указанной дисциплине. Его появление можно только приветствовать, так как данная дисциплина была создана приблизительно десять лет тому назад и учебной литературы пока немного. Рецензируемое учебное пособие написано в соответствии с действующей учебной программой, фрагмент которой отпечатан в приложении настоящей книги, и составлено оно на высоком научном и методическом уровне.

Данное учебное пособие входит в комплекс, который до этого состоял из учебной программы Ю. Я. Бурмистровича, монографии Ю. Я. Бурмистровича «Историческая фонемология последовательного ряда или цепи славянских языков, связанных отношениями «предок – потомок», от праиндоевропейского в лице его протославянского диалекта до русского» (Абакан, 2001) и его учебного пособия «Домашние задания к практическим занятиям по курсу “Историческая фонемология цепочки славянских языков: протославянского (как диалекта праиндоевропейского) – праславянского – правосточнославянского (или древнерусского) в сопоставлении его со старославянским – русского”» (Абакан, 1995).

Предлагаемое учебное пособие построено в форме специальной системы тестовых заданий и охватывает все темы изучаемой дисциплины. В начале книги помещено «Вступительное слово научного консультанта и рецензента» (с. 4–5), в котором подчёркивается её необычность и её новаторство. Следует «Предисловие» (с. 6–7). В нём знакомится читатель с назначением составленного пособия.

В «Введении» (с. 8–23) автор задумывается над тем, какое место занимает данная дисциплина среди других лингвистических дисциплин, какая научная концепция лежит в её основе, насколько эта концепция соответствует самым передовым идеям современной науки, какие источники стали теоретической основой настоящего руководства, в чём состоит его новизна. Далее разбирается проблематика тестирования при изучении вышеназванной дисциплины – обращается внимание на его достоинства и недостатки, анализируется тестовая типология заданий в руководстве и, наконец, описывается его структура и приводимый ориентировочный аппарат.

«Основная часть» (с. 24–179) настоящего руководства состоит из трёх групп разделов: вводной методологической, основной учебной и контрольной итоговой.

Вводная группа разделов (с. 24–46) включает два раздела, которые содержат задания, направленные на объяснение основных понятий исторической (диахронической) фонемологии и на изложение основных методов изучения фонематической системы языка.

Основная группа разделов (с. 47–139), состоящая из четырёх разделов, охватывает задания по истории фонематического языкового уровня начиная с праиндоевропейского периода по древнерусский период (древнерусское состояние в сопоставлении с церковнославянским) и, наконец, задания, относящиеся к системе русского языка XVII века включительно, когда в основном сложилась та фонематическая система, которой обладает и современный русский язык.

Контрольная итоговая группа разделов (с. 140–179) содержит контрольные задания, отобранные для проведения обобщающих этапов тестирования.

В «Заключении» (с. 180) кратко констатируется, что представленное руководство призвано сыграть заметную роль в расширении возможностей использования тестов как современного методического подхода.

Дальнейшая часть пособия служит для самоконтроля и проверки учащихся («Правильные ответы», с. 181–192). Следует список научной литературы, на которую автор опирался («Библиографические ссылки», с. 193-198), и два приложения: в «Приложении # 1» (с. 199-209) отпечатан фрагмент действующей учебной программы по изучаемой дисциплине (даётся её структура и содержание), автором которой является Ю. Я. Бурмистрович. В «Приложении # 2» (с. 210) графически изображены с хронологическими данными предки современного русского языка (точность хронологической шкалы, используемой в схеме, условна). В конце книги помещено подробное содержание («Оглавление», с. 211–214), которое может хорошо содействовать при ориентации в книге.

Как следует из вышесказанного, настоящее учебное пособие предназначено для студентов-русистов, изучающих историко-языковедческие дисциплины. Его целью является организовать их самостоятельную работу над названным курсом дома, подготовить их к активной работе в аудитории и, таким образом, помочь им по-настоящему усвоить названный курс. Главной особенностью руководства является то, что в нём в полной мере использован и показан материал, пройденный на лекции, который отпечатан в вышецитированном учебном пособии Ю. Я. Бурмистровича. Тестовые задания, содержащиеся в рецензируемом пособии, служат для повторения и закрепления материала, прочитанного на лекции в аудитории.


Источник:
Бранднер А. [Рец.:] Нилогов, А. С.: Система тестовых заданий по дисциплине «Историческая фонемология цепи славянских языков, связанных отношениями «предок – потомок», от праиндоевропейского в лице его протославянского диалекта до русского». Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений. Научный консультант и редактор Ю. Я. Бурмистрович. Абакан: Издательство Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова, 2003. – 216 с. // Opera Slavica. Slavisticke Rozhledy. – Brno: Масариков университет. – Rocnik XVI. – rok 2004. – cislo 4. – С. 53–55.

 

 
© А. С. Нилогов


Сайт управляется системой uCoz